ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительном профессиональном образовании в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» ФИЦ СНЦ РАН
1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительном профессиональном образовании в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (далее — Положение, Центр) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ № ВК-1013/06 от 21.04.2015 г. «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ», Уставом ФИЦ СНЦ РАН и другими локальными актами.
12. Настоящее Положение определяет виды программ дополнительного профессионального образования (далее — ДПО), структурные подразделения, занимающиеся реализацией программ ДПС), управление системой ДПС),
1.3. Настоящее Положение разработано в рамках единой концепции
и стратегии в области разработки и реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП), является элементом всей системы непрерывного профессионального образования и направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, личностное и профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия квалификации специалистов меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также повышения качества дополнительного профессионального образования.
1.4. Реализация ДТП осуществляется на основании действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
1 Финансирование дополнительного профессионального образования осуществляется за счет источников по прямым договорам, заключаемым Центром с учреждениями и организациями, а также с физическими лицами.
2. Дополнительные профессиональные программы
2.1. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (далее — ДТП).
2.1.1. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
2.1.2. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, не означающее второго высшего образования.
2.2. Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором о предоставлении образовательных услуг. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, Сроки обучения по для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития.
2.3. Структурные подразделения Центра вправе реализовывать программы обучения общей трудоемкостью до 16 часов (учебные семинары, мастер-классы, круглые столы, тренинги, вебинары и т.д.), не предусматривающие проведение итоговой аттестации.
2.4. ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
24.1. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
2.42. Повышение квалификации или профессиональная переподготовка в форме стажировки осуществляются как для внешних слушателей программ ДПС), так и для научных и педагогических работников, административноуправленческого персонала Центра в целях приобретения новых знаний и практических навыков на профильных предприятиях — партнерах и (или) образовательных организациях, в том числе по профилю преподаваемой дисциплины или исполняемым трудовым функциям.
2.43. Содержание и сроки стажировки определяются Центром с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, целей обучения и содержания дополнительных профессиональных программ. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем направляющей или принимающей организации.
24.4. Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды деятельности как: — самостоятельную работу с учебными изданиями;
— приобретение профессиональных и организаторских навыков; — изучение организации и технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании работы организации; — работу с технической, нормативной и другой документацией;
— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); — участие в совещаниях, деловых встречах и др.
2.5. При реализации ДГШ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании электронного обучения и различных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
2.6. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются Центром как самостоятельно, так и в форме сетевого взаимодействия научно-образовательных и научных организаций РФ и (или) зарубежья, предприятий и бизнес-партнеров, на основе новейших достижений науки и техники, с применением современных образовательных технологий и учетом потребностей заказчика, а также требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению подготовки.
2.7. ЩШ рассматриваются на заседании профильной Экспертнометодической комиссии Центра, в случае одобрения рекомендуются к утверждению директором.
2.7.1. При необходимости ЩШ согласуются заказчиком (работодателем или другими организациями), в случае разработки и реализации сетевой ДПП утверждаются еще руководителем организации-партнера.
27.2. Программы профессиональной переподготовки в области информационной безопасности согласуются с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и (или) федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с их компетенцией.
2.8. ДПП обновляются при необходимости актуализации содержания или фонда оценочных средств, в соответствии с изменениями нормативноправовой базы РФ, квалификационных требований, образовательных стандартов и проходят процедуру утверждения в соответствующем порядке.
2.9. К освоению ЩШ допускаются:
— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
2.10. При освоении слушателями программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и/или дополнительным профессиональным программам.
2.11. Содержание ЩТО учитывает:
— профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; Ошибка! Не указано имя файла. преемственность по отношению к федеральным государственным
образовательным стандартам среднего профессионального или высшего образования; Ошибка! Не указано имя файла. ориентацию на современные образовательные технологии и средства обучения;
— возможность реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
— модульно-компетентностный подход к разработке программы.
2.12. Структура дополнительной профессиональной программы включает:
— цель, планируемые результаты обучения, аннотацию; Ошибка! Не указано имя файла. учебный план и (или) учебно-тематический план;
— календарный учебный график;
— рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
— организационно-педагогические условия реализации программы;
— формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты,
2.12.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
2.12.2. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
2.12.3. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
Ошибка! Не указано имя файла. характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации в соответствии с профессиональным стандартом; Ошибка! Не указано имя файла. характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы, в рамках федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки.
2.13. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
2.14. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
2.15. Реализация ДПП проводится в очной, очно-заочной, заочной формах, без отрыва, с отрывом от работы, с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в частичном или полном объеме, по индивидуальному учебному плану, что устанавливается руководителями структурных подразделений или руководителями образовательных программ в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора о предоставлении образовательных услуг.
2.16. Освоение ЩИТ завершается итоговой аттестацией слушателей, проведение которой осуществляется в одной из следующих форм: защита проектной работы, экзамен, итоговое тестирование, коллоквиум, реферат, портфолио, круглый стол и другие формы в соответствии с учебным планом ДГШ. Требования к итоговой аттестации слушателей по программам ДПО регламентированы отдельным нормативным документом Центра.
2.17. Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП, в том числе в форме стажировки, и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и(или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2.18. Документ о квалификации выдается на бланке установленного образца, защищенном от подделок полиграфической продукцией, образец которого представлен в Положении о документах установленного Центром образца, о квалификации по ДПО, порядке их заполнения, выдачи и учета.
2.19. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой ЩШ.
2.20. Слушателям, успешно завершившим обучение по конкретной проблеме, теме, дисциплине в объеме до 16 часов, выдается сертификат. Форма сертификата утверждена в Положении о документах установленного образца Центра.
2.21. Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим часть ДПП и (или) отчисленным из числа слушателей, выдается справка установленного образца об обучении или о периоде обучения.
2.22. Слушателям, освоившим часть ДПП (модуль или несколько модулей), выдаются документы о квалификации за фактически освоенную часть модульной ДПП (сертификат, в случае аттестации курсу объемом не менее 16 часов, или удостоверение о повышении квалификации).
2.23. При освоении ДПП параллельно с получением среднего профессионального и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
2.24. Реализация дополнительных профессиональных программ проводится с отрывом от работы (учебы), без отрыва от работы (учебы), с частичным отрывом от работы (учебы) и по индивидуальному учебному плану, что устанавливается руководителями программ в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора об образовании.
З. Управление системой дополнительного профессионального образования
3.1. Управление системой ДПО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ФРИД СНЦ РАН.
3.2. Отдел аспирантуры и дополнительного образования является структурным подразделением Центра, выполняющим реализацию программ дпо.
3.3. Заместитель директора по науке координирует работу ДПО и содействует деятельности структурного подразделения отдела аспирантуры и дополнительного образования.
3.4. Отдел аспирантуры и дополнительного образования:
— организует и проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку научных и педагогических работников, направленных на развитие кадрового потенциала Центра, в том числе организацию приглашения ведущих российских и зарубежных ученых, педагогов, специалистов, практиков из реального сектора экономики для реализации
Ошибка! Не указано имя файла. осуществляет организационное, информационное, методическое, маркетинговое сопровождение дополнительного образования в Центре; — осуществляет контроль качества реализуемых образовательных услуг.
3.5. Руководитель структурного подразделения, организующего и реализующего ДТП, несет персональную ответственность за выполнение обязательств Центра перед заказчиками.
3.6. Финансирование структурных подразделений, организующих и реализующих ДТП, осуществляется за счет:
— средств, поступающих за обучение по договорам с заказчиками; — средств субсидий на выполнение ГЗ;
— других источников, предусмотренных законодательством.
3.7. Отдел аспирантуры и дополнительного образования регулярно отчитывается перед руководством Центра об итогах своей деятельности и в установленном порядке представляет отчетность в вышестоящие органы.
З .8. В целях координации работ отдела аспирантуры и дополнительного образования по стратегическому планированию и развитию системы ДПО, обеспечения экспертизы и качества реализуемых ДПП, создаются Экспертные комиссии, состав которых утверждается приказом директора.
- Слушатели и работники дополнительного профессионального образования
- Слушателями ДПО являются лица, зачисленные на обучение соответствующим приказом директора Центра.
- По требованию слушателя или его законного представителя на время обучения выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на обучении.
- Права и обязанности обучающихся (слушателей) определяются законодательством Российской Федерации, Уставом ФИЦ СНЦ РАН, правилами внутреннего распорядка, договором о предоставлении образовательных услуг, Положением о предоставлении дополнительных платных образовательных услуг в ФШД СНЦ РАН, настоящим Положением.
- При невыполнении требований учебного плана, при несоблюдении требований Устава Цента, Правил внутреннего распорядка, просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг слушатель отчисляется.
- Права, обязанности, порядок приема на работу и увольнения преподавателей и сотрудников структурных подразделений, трудовые отношения определяются законодательством Российской Федерации, коллективным договором Центра.
- Наряду со штатными преподавателями учебный процесс в области ДО могут осуществлять ведущие ученые, специалисты и работники предприятий, организаций и учреждений, представители федеральных органов исполнительной власти на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Дополнительное профессиональное образование работников
ФИЦ СНЦ РАН
- ДПО научных, педагогических и административно-управленческих работников является необходимым условием эффективной деятельности Центра и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке его деятельности.
- Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в образовательных учреждениях, прохождения стажировки на предприятиях и в организациях, участия в работе тематических и проблемных семинаров, организуемых структурными подразделениями Центра и других образовательных, научных учреждений России и стран ближнего и дальнего зарубежья, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
- при направлении на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работники могут участвовать Ошибка! Не указано имя файла. формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины (модули) для факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевременного прохождения ДПО Центром разрабатываются и утверждаются трехлетние и годовые планы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
- Финансирование повышения квалификации научных, педагогических и административно-управленческих работников Центра, направляемых на обучение в соответствии с государственным заданием, осуществляется за счет средств субсидий на выполнение ГЗ.
- При направлении работников на обучение за пределы города им оплачивается проживание, проезд к месту учебы и обратно, выплачиваются суточные по установленным действующим законодательством Российской Федерации требованиям.
- Заключительные положения
- Настоящее Положение вводится в действие после рассмотрения Объединенным ученым советом и утверждения директором Центра.
- Положение подлежит уточнению по мере развития информационных технологий, методологии и опыта организации научнотехнической деятельности.
- Все дополнения и изменения в Положении рассматриваются Объединенным ученым советом Центра и утверждаются директором Центра.